Исповедь мужчины. Чем зацепил украинский шоу-балет "Маленький принц"
Sat, 31 October 2020, 19:16

Исповедь мужчины. Чем зацепил украинский шоу-балет "Маленький принц"

В Украине состоялась онлайн-премьера масштабного шоу – балета «Маленький принц» Раду Поклитару. За месяц до этого Фокус анонсировал событие в интервью с балетмейстером – одним из самых оригинальных хореографов страны.

В онлайне шоу-балет посмотрели около 4 тыс. человек, в выходные – ещё 17 тыс. Сейчас доступ к просмотру закрыт, в ноябре балет покажут офлайн в МЦКИ (бывший Октябрьский дворец).

В спектакле использовалась технология 3D-видео¬мэппинг, то есть объёмное изображение. Отсюда солидный бюджет постановки – 2,6 млн грн, выделенные Украинским культурным фондом и Департаментом культуры Киева.

Для детей по-взрослому

Спектакль получился зрелищный и пронзительный. Поклитару раскрывает все карты Антуана де Сент-Экзюпери, где «Маленький принц» – никакая не детская сказка, а поэтическая исповедь зрелого мужчины. «Принц» написан в 1942-м, за два года до смерти Экзюпери (1900–1944 гг.). Американское издательство заказало писателю произведение для детей. Он выполнил заказ, но в фантастико-аллегорическую повесть зашифровал жизненный опыт мужчины 40+. Напомним, Раду Поклитару рассказывал Фокусу, что в творческих закромах давно держал симфонии восьмилетнего Моцарта. А затем ему приснилось, что эта музыка отлично ляжет на сюжет «Маленького принца». Интересно, что это пересечение есть и у самого Экзюпери в книге «Планета людей». Он так описывал там случайно встреченного мальчика: «Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь – обещание! Он совсем как маленький принц из сказки».
Что касается Розы – она красива, игрива, капризна и несколько жестока. Она буквально «нависает» своими восхитительными ножками над робким Принцем

Помимо музыки Моцарта хореограф использовал щемящие украинские колыбельные в исполнении а капелла Марии Пилипчак. Они играют существенную роль в постановке.

Пленники своего эго

Первая сцена. Сквозь тучи и шквальный ветер продирается самолёт с Пилотом. Летательный аппарат состоит из разных геометрических фигур, пропеллер крутит один из танцовщиков. Когда случается катастрофа и самолёт разваливается (это символ внешней оболочки Пилота), наружу вырывается внутренний мир писателя.

В пустыне Пилот встречает своё альтер-эго – Маленького принца. Это золотоволосый мальчик в плаще со шпагой. Маленький рыцарь, каким всегда себя чувствовал де Сент-Экзюпери, провинциальный французский дворянин.

«Маленький принц» – это никакая не детская сказка, а поэтическая исповедь зрелого мужчины

В версии Поклитару Маленький принц не такой уж маленький: его изображает стройный парень в белом с тонким юношеским лицом. Принц поведал Пилоту, что прибыл на Землю из космоса, где обитал на астероиде Б-612. Там он живёт с Розой (прообраз жены Антуана – Консуэло Сандоваль, после смерти мужа она написала трогательную книгу «Воспоминания Розы»).

У Принца на астероиде три вулкана (вулканов хватает на родине Консуэло – в Сальвадоре): два потухших, третий действующий. Они олицетворяют три возрастных периода: детство, юность и зрелость, которая ещё пышет огнём.

Что касается Розы, то она красива, игрива, капризна и несколько жестока. Она буквально топчет на сцене нашего Принца восхитительными ножками, забирается ему на шею. Маленький принц встаёт с ней на спине. «А маленький принц – качок. Не совсем таким его себе представляла», – иронично комментировали в сети онлайн-премьеру. «Да и Роза какая-то общипанная», – отозвался другой «знаток». На фоне Принца и Розы – гора в виде слона. Мы помним из книжки, что это рисунок удава, съевшего слона. Удав – это змей, дьявольское начало. Слон – божественная мудрость и добросердечие. Но эта тварь умудрилась сожрать его! По большому счёту избавить слона от удава – основная задача произведения Экзюпери, но не будем забегать вперёд.

Замечательна лирическая сценка, когда Принц целует ножки Розы. Однако вскоре на Розу «накатило» – она стала бросать зеркало на пол. Принца всё это достаёт, и он отправляется в космическое путешествие по соседним планетам на связке голубей. Это астероиды Короля, Фонарщика, Пьяницы, Честолюбца (Певца в версии Раду), Счетовода и Географа. Здесь было где разгуляться технологии 3D-видеомэппинг. Правитель был на фоне красно-чёрной короны, у Счетовода – планета в форме куба, испещрённого цифрами, мир Пьяницы – бутылка и стены, наполняющиеся красным вином.

Каждый из хозяев обустроил планету согласно своему эго. И эгоизм каждого норовит подчинить себе Принца. Король уселся на него, пытаясь сделать из Принца трон (как всякий политик – из своих избирателей). У Счетовода все ходят по линеечке, Честолюбец-Певец соорудил из Принца стойку для микрофона, а Пьяница попытался сделать из главного героя собутыльника. Только Географ особенно ничего не требовал, а указал на невиданную по красоте планету Земля, куда наш друг и отправляется.

Здесь на фоне космоса звучит удивительная колыбельная в исполнении Марии Пилипчак: «Повішу колиску на в’ялину й сама помандрую на Вкраїну. Буде дробен дощик накрапати, буде моє дитя забавляти. Мандрувала нічку, ще й мандрую. Й плаче моє дитя – аж я чую...» Ещё та мамаша: оставленного ребёнка «забавляют» ветер и дождь. Колыбельная вводит в спектакль мотив брошенного дитяти: действительно, Маленький принц всегда без родительской опеки. Он предоставлен сам себе: только космические ветра качают его колыбель.

Явление дьявола

Земля оказалась опасным местом: от охотничьих выстрелов сразу разлетелись Голуби – Принц остался без транспортного средства. А первый, кого он тут встречает, – это Змей, воплощение библейского дьявола по Раду Политару.

У Змея есть свита, состоящая из множества женщин-змей. У каждой в руках – по яблоку греха, как у Евы. Эта сцена – одно из самых ярких хореографических действ в постановке: змеи-женщины сначала сплелись в чёрную сеть, а затем образовали огромное туловище Змея – его голова в чёрной треуголке грозно возвышалась над маленькой фигуркой Принца.

Но на Земле Принц знакомится и с настоящим другом – Лисом. Все движения они совершают синхронно: катаются на американских горках и запускают бумажные самолётики. В их отношениях нет эгоизма, они полны детской непосредственности.

Здесь Принц встречает сад роз – все они чудесны и похожи на его Розу, о которой он тут же вспоминает. Но понимает, что любит только её, единственную.

Это очень красивая сцена: Принц наверху, в космической темноте, с зонтиком. Соблазнительная Роза внизу. Он бросает ей зонтик – она его изящно ловит: трогательная метафора мужской заботы о любимой женщине.

Если на старте балета мы видели приземлённый, горизонтальный аспект их лирических отношений, то когда Роза и Принц оказались вдали друг от друга, зритель наблюдает поэтический образ их любви. Расстояние всегда выявляет что-то главное в наших чувствах. Роза очаровательна с ажурным зонтиком, но она здесь – только в воспоминаниях Принца.

Дружба и любовь

И снова на сцене появляется Змей-дьявол, предлагающий Принцу свои услуги: смерть от отравленного грехом яблока. Когда он умрёт, его душа воссоединится с Розой на том свете. Для дьявола в разных произведениях смерть – лучший выход для человека.

Принц долго не решается, но тут Змей воспроизводит удивительно завораживающий образ Розы, соблазнительно светящийся в черноте космоса. И вот из рук искусителя яблоко попадает в ладони Принца, он кусает его и падает замертво. Его тело подхватывает Пилот и беззвучно кричит в скорби. В этот трагический момент мы слышим колыбельную: «Спи, Ісусе, спи». Она исполняется от лица Девы Марии, обращающейся к младенцу Иисусу: «Спи, Терпінє, спи, очка зажмури! Не питай, що колись буде, що зготовлять хрест Ти люди... Люлі, серденько, люлі». Рыдал весь зал.

Поклитару провёл две аналогии: между Змеем у Экзюпери и библейским дьяволом и между Принцем и Христом. Принц умирает за всех нас, спасая от тлена самое дорогое и главное. Что же это?
В финале, в посмертном сознании Принца мы видим всё то, что он встречал в жизни, планеты, на которых побывал. Они исчезают и что остаётся?

Две вещи: радостные объятия с другом Лисом и поцелуй с Розой. Последняя сцена: Принц и Роза замерли в поцелуе, раскинув руки назад, словно в полёте. Дружба и Любовь для дьявола оказываются неуязвимыми. Вот какую основную идею увидел в произведении Экзюпери Раду Поклитару. И великолепно воплотил её в своём новом шоу-спектакле.

Константин Рылев 

ФОКУС